Создание нагрузки в зоне трения

Сравнительные испытания смазочных свойств автомобильного масла с наноуглеродной присадкой, базового и отработанного масел проводили в три этапа: на первом этапе определяли триботехнические характеристики пары трения (коэффициент трения, температуру вблизи зоны контакта, весовой износ материалов за четыре часа работы, шероховатость рабочей поверхности) при смазке базовым маслом; на втором этапе определяли триботехнические характеристики пары трения при смазке базовым маслом с добавкой 0,1 % (по массе) наноуглеродной присадки; на третьем этапе определяли триботехнические характеристики пары трения при смазке отработанным базовым маслом с добавкой 0,1 % (по массе) наноуглеродной присадки, которое эксплуатировалось в двигателе легкого автомобиля в течение пробега 92 тыс. км.

Результаты исследования трибологических и смазочных свойств масел в режимах работы пары трения сталь-сталь, близких к критическим, показали, что при капельной смазке базовым маслом АЗМОЛ Ml5/4040 Супер в начале исследования существенно проявлялась нестабильность работы пары трения с изменением коэффициента трения в интервале от = 0,129 до = 0,22 и стремительным ростом температуры. Длительность процесса нестабильности (приработки) составляла для этого режима от 14 до 16 мин.

Последующая работа пары трения сравнительно стабилизировалась со средними значениями коэффициента трения = 0,163 и температуры вблизи зоны трения Т = 473 К. Следует отметить, что в течение испытаний этой пары (4 ч) четыре раза возникала нестабильность работы пары трения в результате процессов заедания и схватывания.

Шероховатость рабочей поверхности материала пары трения увеличилась для минимальных значений в начале работы от 0,10 до 0,57 мкм и максимальных - от 0,15 до 0,6 мкм - после испытаний.

Экспериментально установлено, что при введении в базовое масло АЗМОЛ Ml5/4040 Супер 0,1 % (по массе) наноуглеродной присадки стабильность работы пары трения растет при снижении средних значений коэффициента трения и температуры вблизи зоны контакта.