Шероховатость рабочей поверхности

Процесс приработки этой пары трения при смазке маслом с указанной присадкой уменьшался почти в 2 раза (7 мин) при средних значениях коэффициента трения от = 0,109 до = 0,148. Последующая работа пары трения характеризуется высокой стабильностью с монотонным уменьшением коэффициента трения до = 0,133. Максимальное значение температуры вблизи зоны контакта не превышало Т = 490 К, что значительно меньше, чем при исследовании пары трения со смазыванием базовым маслом (Т = 523 К). Величина износа стальных образцов при смазке базовым маслом с наноуглеродной присадкой составляла: для образца со сплошной поверхностью трения Ig = 1,95-106 кг; для образца с неполной (к„ = 0,06) поверхностью трения Ig =0,1 ОТО6 кг.

Таким образом, уменьшение весового износа стальных образцов пары трения при смазке базовым маслом с наноуглеродной присадкой составляло от 3,2 до 4,5 раз по сравнению с базовым маслом.

Шероховатость рабочей поверхности образцов пары трения при смазке базовым маслом с наноуглеродной присадкой составляла от 0,30 до 0,36 мкм, что почти в два раза меньше шероховатости при смазке базовым маслом.

После определения показателей износа и шероховатости материалов исследуемую пару трения ставили на испытание еще в течение четырех часов работы. В процессе этих испытаний отмечена стабильная работа пары трения со смазкой базовым маслом с наноуглеродной присадкой при средних значениях коэффициента трения от =0,135 до - 0,139 и максимальной температуре вблизи зоны контакта не выше Т = 480 К. Увеличение весового износа образцов за этот период не установлено.

На третьем этапе испытаний смазочных свойств масел с наноуглеродной присадкой было взято отработанное масло из двигателя после пробега 92 тыс. км. Марка масла DELPHI 10W-40 с 0,1 % (по массе) наноуглеродной присадки. Перед началом испытаний рабочая поверхность исследуемых стальных образцов была возобновлена до шероховатости от 0,1 до 0,15 мкм путем снятия верхнего слоя.